«Детство без опасности!»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » «Детство без опасности!» » «Безопасность детей – ответственность взрослых» » Формирование дружественной среды в учреждениях образования.


Формирование дружественной среды в учреждениях образования.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Формирование дружественной среды  в учреждениях образования.
Профилактика буллинга

В современном мире мы нередко встречаемся с проявлениями насилия и жестокости. К сожалению, зачастую это явление происходит среди детей.
Сегодня речь пойдет о «буллинге» — агрессивном преследовании одного человека группой людей. В переводе с английского «буллинг» означает — хулиган, драчун, задира, грубиян.
Буллинг ― сложная и неприятная тема, особенно для тех, кто с ней встречался. По последним данным практически каждый подросток так или иначе встречался с ситуациями травли, в позиции агрессора, жертвы или просто стороннего наблюдателя.  С буллингом также связаны переживания таких неприятных эмоций, как страха, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и самое печальное, что эти переживания очень мало обсуждаются.
Итак, что же такое буллинг?
Буллинг - систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников. Ключевые характеристики ― намеренность, регулярность, неравенство силы или власти.
Проявления буллинга
Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»). Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища.
Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов. С распространением интернета появилась новая форма травли — кибербуллинг, травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и так далее. С каждым годом явление буллинга становится все более распространенным.
Жертва и преследователь
Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь, свидетель. Роли могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.
Для жертв травли характерна чувствительность, тревожность, склонность к слезам, физическая слабость, низкая самооценка, у них мало социальной поддержки, друзей, такие дети предпочитают проводить время со взрослыми. В качестве образца жертвы травли можно описать замкнутого ребенка с поведенческими нарушениями, отрицательными убеждениями о самом себе и социальными и коммуникативными сложностями. Такие особенности могут формироваться и в качестве последствий травли, но могут выступать ее предпосылками, восприниматься в качестве «сигналов» для других детей о том, что этого ребенка легко сделать жертвой.
Многочисленные исследования показывают, что в группу риска по возможности оказаться в роли жертвы попадают дети, имеющие трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсию, нарушения веса и другие нарушения и хронические заболевания, особенно влияющие на внешность. Кроме того, с оскорблениями, физическими нападениями и угрозами сталкиваются 82% подростков, воспринимающихся как «слишком фемининные» (мальчики) и «слишком маскулинные» (девочки) или презентирующих себя в качестве лесбиянок, геев, бисексуалов или трансгендеров. Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью в три раза чаще по сравнению со сверстниками, имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез и совершают попытки суицида. В результате такого опыта у них формируется представление о мире как о полном опасностей, а о себе как о неспособном повлиять на происходящее.
Типичного преследователя можно описать как человека импульсивного и готового применить насилие для самоутверждения. Дети, практикующие преследование других детей, склонны демонстрировать грубость и отсутствие сострадания к жертве, могут быть агрессивны со взрослыми, им трудно соблюдать правила. Они могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков, но это не так: они менее депрессивны, одиноки и тревожны, чем их сверстники, и часто имеют среди них высокий социальный статус  и группу сообщников, пусть даже небольшую.
Преследователи обладают высоким эмоциональным интеллектом, они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют детьми. Основными мотивами буллинга у преследователей являются потребность во власти, чувство удовлетворения от причинения вреда другим и вознаграждение ― материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое (престиж, социальный статус и тому подобное). Негативные последствия того, что такое поведение для них становится привычным, — низкая успеваемость и прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление алкоголя и табака.
До 3% детей совмещают обе роли, одновременно и ведя себя агрессивно, и провоцируя других детей на причинение себе вреда или в одних ситуациях в классе являясь преследователем, а в других становясь жертвой ― это так называемые «преследователи/жертвы», или «провоцирующие жертвы». Характеристики, которыми они часто обладают, ― это гиперактивность, импульсивность, неуклюжесть, вспыльчивость в сочетании с проблемами в поведении, слабым самоконтролем, низкой социальной компетентностью, сложностями с сосредоточением и учебой, тревожностью и наличием депрессивной симптоматики; они инфантильнее, чем их сверстники. Хотя таких детей мало, с ними наиболее сложно работать учителям, и они получают меньше всего сочувствия и поддержки от других детей. Именно для них наиболее характерно суицидальное и аутоагрессивное поведение.
Свидетели травли
Третья группа участников буллинга— это свидетели, именно в нее входит большинство участников. По данным канадских исследователей, до 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе. Интересно, что практически все дети (но чем старше, тем реже) сообщают о чувстве жалости к жертве, но меньше половины пытаются ей помочь. Реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка, смех и тому подобное) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия.
Свидетели сталкиваются с внутренним конфликтом, который состоит в том, что попытка прекращения травли сопряжена со страхом лишиться собственной безопасности и собственного статуса в детском коллективе. Негативным последствием для свидетелей травли становится формирование мироощущения, когда они воспринимают среду как небезопасную, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к агрессору. У свидетелей слабеет способность к эмпатии.
Как правило причины буллинга кроются в следующем:
1. Борьба за лидерство.
2. Столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним.
3. Агрессивность и виктимность.
4. Наличие у ребенка психических или физических изъянов.
5. Низкая самооценка.
6. Зависть.
7. Отсутствие предметного досуга.
Если ваш ребенок столкнулся с буллингом…
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Необходимо обращать внимание на следующие симптомы у ребенка:
1. Неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
2. Возвращается из школы подавленным;
3. Часто плачет без очевидной причины;
4. Никогда не упоминает никого из одноклассников;
5. Очень мало говорит о своей школьной жизни;
6. Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
7. Ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
8. Одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Родители также могут заподозрить, что ребенок подвергается буллингу, если у него вдруг появляются такие проблемы со здоровьем: как депрессия, бессонница, боли в животе, раздражительность.
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга:
1. Прежде всего, необходимо понять истинную причину происшедшего с ребенком, необходимо убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга.
2. Доверительно поговорите с ребенком о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
4. Сообщите о случившемся учителю и школьному психологу, необходимо сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации.
5. Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправляйте его на следующий день в школу.
6. При сильно пережитом стрессе попытайтесь перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу.
7. В случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратитесь к специалистам.
8. Ни в коем случае не игнорируйте случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
9. Постарайтесь успокоиться и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Возможно ли, что мой ребенок практикует травлю в отношении других?
Дети, практикующие травлю, могут проявлять агрессию и жестокость дома, не подчиняться правилам. Если вы переживаете, что ваш ребенок может практиковать травлю по отношению к другим детям, понаблюдайте, как он ведет себя с братьями и сестрами, с вами и со своими друзьями, когда они приходят в гости. Если он ведет себя агрессивно, недружелюбно и не проявляет сочувствия к другим, это может быть признаком того, что в школе он обижает и задирает других учеников.
Дети, которые травят других, тоже могут приходить домой с синяками, поцарапанные и с порванной одеждой. У них могут появляться дополнительные карманные деньги и вещи, которые они себе не могут позволить. Они также могут грубо отзываться об одноклассниках.
Первым делом нужно признать, что ребенок действительно является обидчиком. После этого твердо решить, что это не должно сходить ему с рук.
Советы детям и подросткам, оказавшимся жертвой буллинга:
1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду. Говорите о проблеме. Так вам будет проще бороться со страхами и отчаянием. Научившись контролировать собственные эмоции, вы сможете найти решение проблемы с задирами.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Игнорируйте обидчика. Иногда простое игнорирование может стать наиболее эффективным решением. Задирам часто необходимо внимание. Не получив желаемой реакции, они могут просто сдаться и переключиться на другую жертву.
5. Многие отказываются игнорировать издевательства, так как это кажется трусливым поведением. Но подумайте, действительно ли стоит связываться с хулиганами? Возможно, вам не нравится чувствовать себя трусом или слабаком, но почти всегда ваш ответ лишь ухудшит ситуацию. Агрессия лишь возрастет, и задира удвоит свои усилия. Попытайтесь не обращать на него внимания около недели и посмотрите, что из этого получится.
6. Найдите силу в численности. Друзья – хороший способ противостоять задирам. Заручитесь поддержкой верных друзей. Например, если о вас распускают слухи, то держитесь тех друзей, которые отказываются верить в лживую болтовню. Будьте вместе во время обедов, на переменах и после уроков. Возможно, в их присутствии вас не станут задирать.
7. Помимо уже имеющихся друзей, знакомьтесь с новыми людьми, имеющими схожие интересы. Можно записаться в интересующий вас кружок, секцию или спортивную команду. Это поможет вам расширить круг общения.
8. Умейте постоять за себя. Если игнорирование не работает, то вам нужно не давать себя в обиду. Часто задиры обращают внимание на людей, когда чувствуют, что те не смогут дать отпор. Для этого можно дома подготовить несколько моделей поведения, когда на вас будут «нападать» обидчики. Если вы окажетесь крепче ожидаемого, то ваш обидчик может отступить.
9. Обратитесь к старшему. После пересечения определенной черты вы должны рассказать о травле кому-то из старших. Если задира продолжает изводить вас, несмотря на все попытки игнорировать или противостоять, то вы должны сообщить об этом.
10. Родитель, учитель, классный руководитель, директор или другое авторитетное лицо должны вмешаться в ситуацию. Обратитесь к взрослому, которому вы доверяете, который сможет верно оценить ситуацию. Если вы знаете тех, кто видел агрессивное поведение или стал его жертвой, то попросите этих людей прийти на разговор вместе с вами.
11. Научитесь уверенности в себе. Забияки часто выбирают себе жертву среди людей с низкой самооценкой. Проявляя уверенность, вы тем самым защитите себя от издевательств. Занимайтесь такими делами, которые повысят вашу самооценку и придадут уверенности в себе.
Педагоги не имеют права не знать, что происходит с их подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» детей и подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также необходимо просматривать личные странички учеников в социальных сетях, обращая внимание на посты и комментарии. Никто не призывает нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь детей. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых обязаны. Полезна организация мероприятий по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлечение к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничество с семьями.
Настройтесь на то, что процесс переоценки буллером своего поведения закончится не так быстро, как хотелось бы, и он будет непростым. Терпение, понимание близких людей и правильная реакция на действия ребенка – залог его успешного «перевоплощения» в доброго, понимающего и спокойно реагирующего на провоцирующие факторы человека.
В заключение можно сказать, что ситуация травли в школе – явление достаточно частое, но его можно предупредить. С позиции школы – это обращение к ситуации буллинга через просвещение детей на тематических классных часах, обсуждение на уроках произведений художественной литературы, художественных фильмов.
Со стороны родителей необходимо быть внимательным к своему ребенку, интересоваться его делами, знать его друзей, выстраивать открытые и доверительные отношения. Учите ребенка  конструктивным способам разрешения конфликтов, умению постоять за себя и других. Не молчите, когда подвергаются насилию другие дети или же он сам является объектом травли.
Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 107 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр» по телефону 55-70-31.
Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой буллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Материалы подготовлены педагогами-психологами ГУО «Новогрудский районный социально-педагогический центр»

0

2

Как помочь школьнику наладить отношения с новым коллективом сверстников?

0

3

Вера написал(а):

Как помочь школьнику наладить отношения с новым коллективом сверстников?

Здравствуйте!

Младшие классы
В начальной школе адаптация в новом коллективе проходит легче всего. Во-первых, дети еще не сгруппировались по кучкам и у них не появился явный лидер. Во-вторых, они еще побаиваются учителя, потому будут лояльно относиться к новенькому, опасаясь замечаний. В-третьих, у ребенка в этом возрасте еще не так сильно развиты комплексы, потому новенькие идут на контакт с классом и быстрее его налаживают.
Но если все-таки вы заметили у ребенка нежелание идти в школу, отсутствие ярких воспоминаний от учебного дня, снижение аппетита и несвойственную ему сонливость — помогите. Но ваша помощь должна быть «невидимой». Не стоит сразу бросаться на выяснение отношений с обидчиками, их родителями или учителем. Рассказывайте ребенку, как вы переходили в новый класс, как вам удалось сдружиться с одноклассниками, о сложностях и о том, как вы из них выходили.
Принимайте участие в жизни класса. В начале осени в школах проходят различные выставки и ярмарки. Помогите ребенку сделать необычную поделку или вызовитесь провести школьную ярмарку. Так вы окажете незаметную поддержку своему ребенку, и он будет чувствовать, что не один на чужой территории, а это даст ему силы активнее проявлять себя. Также вы станете авторитетом в глазах его одноклассников, а значит, и ваш ребенок перестанет казаться чужим. Ко всему прочему, положительное отношение учителя к вам как к активному помощнику передастся на ребенка.
Купите ребенку интересную канцелярию. Для успешной адаптации новенького в коллективе очень важно вызвать к себе интерес. И если ваш ребенок стеснителен и не слишком разговорчив, ему будет сложно в первые дни знакомства рассказывать о том, как он провел лето, чем увлекается, что любит и т. д. И чтобы побудить к нему интерес одноклассников, положите ему с собой необычные фломастеры, не такой, как у всех, пенал или блокноты «с секретиком». А вот игрушки или дорогие гаджеты с собой давать не стоит. Они станут отвлекать ребенка от учебы, и, как следствие, он получит замечание учителя. А как уже говорилось, отношение педагога играет важную роль в отношении всего класса в целом.
Не требуйте сразу хороших оценок. Ситуация, когда ребенок, перейдя в новый класс, «скатывается» в учебе — закономерное явление. Причина не только в стеснении, но и в стрессе, который он получил, оказавшись в новом коллективе. Вспомните себя на новом месте работы. Всегда ли вы могли раскрыться с первых дней? Кроме того, учитель еще не знает потенциал ребенка и если часто «своим» ученикам может поставить оценку авансом, то новенького оценивает критично.
Заметив нехорошие оценки, поговорите с ребенком и расскажите, что в этом нет ничего страшного, и если он будет стараться, то баллы изменятся. А в школу следует ходить не за оценками, а за знаниями, которые иногда на этапе обучения окружающими остаются незамеченными.
Средние классы
В 11–15 лет самый большой риск проявления буллинга. В этом возрасте подростки наиболее жестоки и зачастую ищут себе жертву из слабых и неуверенных в себе детей. А новенькие — легкая добыча. Кроме того, в отличие от младших и старших классов, в средних — дети наиболее осторожные и в первые дни учебы не станут сами подходить к новенькому, чтобы знакомиться. Причина — за время совместной учебы в классе организовались уже свои компании. Дети подружились и, соскучившись, будут скорее узнавать у своих друзей, как они провели лето и что у них в жизни случилось. После школы они теми же кучками будут идти домой, не оставаясь, чтобы пообщаться с новеньким.
Чтобы понизить уровень стресса из-за смены школьного коллектива, не затевайте по возможности больше никаких изменений в жизни ребенка. Не отдавайте его в новую секцию, не устраивайте ремонт и не сообщайте месяц-другой, пока идет адаптация, например, о том, что у него скоро появится братик или сестричка. Напротив, постарайтесь, чтобы в жизни школьника осталось как можно больше прежнего. Приглашайте почаще друзей из бывшего класса, ходите в места, где привыкли бывать семьей, и исключите дома все разговоры с переживательными нотками о том, как сложно быть новеньким.
Придумайте вместе историю жизни. Дети любят все новое. И если новичок не может о себе толком ничего рассказать, то и интерес к нему автоматически падает, еще не успев зародиться. Если вы заметили, что ребенок, придя домой, не рассказывал ничего об общении с одноклассниками, составьте вместе с ним интересную историю его жизни. Определитесь вместе в том, чем больше всего гордится ребенок. Выделите в увлечениях ребенка какую-то изюминку. Например, если ваш сын увлекается компьютером, пусть расскажет, как был на слете геймеров. Или при удобном случае пусть заговорит о путешествии, где завел новых друзей.
Ученики любят истории о других школах. Воспользуйтесь этим интересом и составьте дома рассказ с ребенком о том, как ему жилось в прошлой школе. Но посоветуйте не включать в рассказ негативные моменты. В противном случае они могут наложить отпечаток на ребенка в новой школе. Не стоит также строить рассказ по типу «А вот в моей школе мы «забивали» на физику!» или «Почему у вас нужно ходить в форме, в моей школе мы надевали эти пиджаки только на линейку!». Во-первых, такой рассказ на подсознательном уровне отделит ребенка от нового коллектива, ведь из-за фразы «А у нас!» или «В моей школе» он будет позиционировать себя как чужак. Во-вторых, если даже правила в прошлой школе ему нравились больше, то теперь он обязан подстраиваться под те, которые имеются. Ведь, как известно, со своим уставом в чужой монастырь не лезут.
Научите улыбаться. Из-за смущения и стресса часто новенькие пытаются быть в классе незаметными. Они ссутулившись заходят в класс, садятся на заднюю парту, а если кто-то пытается с ними заговорить, бурчат себе что-то под нос. Расскажите ребенку о секрете улыбки и научите его улыбаться. Потренируйтесь перед зеркалом. Чтобы расслабить мышцы лица, пусть он слегка прикоснется кончиком языка к задней стороне передних зубов и ладонью прикроет губы, подумав о чем-то хорошем. Выражение глаз должно измениться. После этого следует убрать ладонь и «растянуться в улыбке», приоткрывая только верхние зубы.
Подключите соцсети. Многие родители, напуганные страшилками про «группы смерти» и извращенцев, категорически запрещают детям регистрироваться в соцсетях. Но на сегодняшний день это неотъемлемая часть жизни любого современного человека. Поэтому если ваш ребенок не зарегистрирован еще в популярной в его коллективе соцсети, подскажите ему, что это надо сделать. Пусть он вступит в группу школы или класса и пригласит к себе в друзья одноклассников. Не забудьте рассказать ему об элементарных правилах безопасности в соцсетях.
Соцсети на первых этапах знакомства в новом коллективе облегчают адаптацию в нем в разы. Дело в том, что общаться, не видя лично собеседника, гораздо проще. Потому часто ребенок, который не решается подойти к одноклассникам в школе, может наладить контакт с ними через соцсети. Кроме того, так ребенок сможет увидеть, чем живут и интересуются его новые одноклассники, а оставив пару приятных комментариев или лайков под постами новых друзей, он быстрее найдет общую тему для разговора и расположит к себе новый коллектив.
Предложите классу полезное веселье. Помочь поднять авторитет ребенка в глазах одноклассников можно своей активностью. Если вы трудоустроены на какой-то интересной работе или занимаете хорошую должность в престижной компании, предложите учителю провести классу экскурсию к вам на работу. Во-первых, такая инициатива будет позитивно воспринята педагогом, а значит, у вас повысятся шансы более глубоко и детально разобраться в причинах неприятия новым коллективом вашего ребенка. Во-вторых, несмотря на то что в этом возрасте авторитет взрослых постепенно обесценивается, возможность интересного времяпрепровождения при помощи вас снизит разрыв в возрасте между вами и новыми одноклассниками и автоматически сделает новенького героем.
Не запрещайте приходить «поздно». Переживая за свое чадо и говоря «чтобы в 18:00 был дома», вы отсекаете от него часть потенциальных знакомых, которые могут быть полезны ему в школе. Если в школе намечаются спортивные соревнования или какое-то позднее внеклассное мероприятие, не забирайте ребенка домой раньше, чем уйдут его одноклассники. Договоритесь, что когда мероприятие будет подходить к концу, ребенок вам позвонит и вы его встретите. Несколько минут, потраченные на встречу, окупятся новыми знакомствами и общими интересами с новым классом. Ничего страшного, если ребенок побудет с новыми знакомыми на час дольше обычного. Общение в неформальной обстановке гораздо быстрее поможет заполучить место в новом коллективе.
Старшие классы
В 10–11-х классах уже есть явные лидеры и аутсайдеры подросткового коллектива. Поэтому первым делом помогите ребенку определить их и присмотреться, кто есть кто в этом классе, на какие группы он делится, у кого какие роли и т. д. Учтите: в этом возрасте уже видны четкие расслоения по социальному и материальному признакам. Узнайте у ребенка, почему он чувствует себя неуверенно или, может быть, даже ущербно. Если это происходит из-за отличия в одежде, не заставляйте его ходить «в том, что есть». Лучше приобрести один комплект, но той одежды, которая принята в этом классе или нравится самому ребенку. Психологические исследования подтверждают, что наличие «необходимых и правильных» вещей, по мнению ребенка, намного важнее указок взрослых и личных достижений. Они нужны детям для самоутверждения и повышения собственной самооценки и значительно облегчают процесс адаптации в новом коллективе.
То же самое касается новых гаджетов. Если ребенок будет белой вороной из-за отсутствия сенсорного телефона, то его неприятие классом обойдется вам дороже, чем покупка устройства, требуемого для его социализации.
Учите «не нравиться всем». Часто дети, оказавшись в новом классе, не знают, к какой группе прильнуть, потому пытаются быть хорошими для всех. Если вы заметили такое поведение, объясните ребенку, что понравиться всем у него не получится, ведь в классе всегда есть противостояния между группами. Чтобы помочь ему определиться, выясните, на какие группы делится класс и какие взгляды поддерживает. А главное — объясните, что выбор нужно делать исходя из собственных взглядов и интересов, а не пытаться прильнуть к «крутым». В противном случае, не владея в нужной степени интересами такой группы, ребенок просто окажется в статусе «подхалима».
Учите не быть выскочкой. Неприятие ребенка в старших классах часто бывает из-за того, что он «умный». Объясните ребенку, как правильно показывать свои знания. Конечно же, ни в коем случае нельзя притворяться двоечником ради того, чтобы не вызвать ревность отличников нового класса. Но и выпрыгивать из штанов, дабы показаться умнее всех и заработать расположение учителя, не стоит. Объясните главное правило — никогда нельзя перебивать одноклассника, который отвечает. Это не только элементарные правила вежливости, но и способ не вызвать на себя агрессию одноклассников. Так ваш ребенок может прослыть «заучкой» и подлизой. Не следует дополнять ответ одноклассника, если этого не просит учитель. Чтобы показать свои знания и при этом не настроить против себя класс, надо просто вызываться к доске. Наверняка очередь «на ответить», особенно в начале года, стоять не будет.
Расскажите о трюке «помоги». Людям нравится чувствовать себя нужными. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, когда важность и значимость среди сверстников входят в число первых приоритетов. Расскажите ребенку о трюке «Помоги, пожалуйста». При помощи него можно завести первый разговор. Например, можно попросить одноклассника рассказать ему об учителе, о том, как проходят уроки или как обстоят дела в классе. Просьба об элементарной помощи поможет завязать отношения и сдвинуть разговор с мертвой точки. К примеру, новичок может попросить соседа по парте помочь сделать ему домашку или дать ручку, которая у него якобы потерялась. Но напомните ребенку, что он должен не забыть отблагодарить, и на следующий день сам предложить помогавшему, например, угоститься яблоком.

0


Вы здесь » «Детство без опасности!» » «Безопасность детей – ответственность взрослых» » Формирование дружественной среды в учреждениях образования.